Марио тянул к Пич одинокий, зажатый в пухлых ладошках, белоснежно белый цветок. Ради принцессы преодолевал он порожденные лучшими умами Nintendo миры, побеждал драконов и кроликов, падал с небес на землю и поднимался, чтобы снова отправиться в путь. Превращался в лягушек и тираннозавров, становился танком и электрическим разрядом, спасал целые королевства и летал в космос. Пич была ему дороже строенной мультилуны, милее зеленого гриба жизни.

Но, кажется, я слишком уж забегаю вперед. Сперва надо бы про сюжет рассказать.
Некогда на одном из посвящённых «Марио» подфорумов GameFaqs я наткнулся на тему, где автор рассказывал, как менялось со временем его восприятие серии. Играя в детстве, он даже не задумывался, с какой целью Боузер раз за разом умыкает принцессу. Раз похищает, следовательно работа такая – «злодей». Чуть позже пришло понимание: огнедышащий ящер жаждет затащить девушку в постель. Ныне же с высоты прожитых лет наш автор видит тут политический подтекст. Боузер ведь тоже вроде как король (ну, замок и подданные имеются) и, видимо, планирует сочетаться с Пич династическим браком.
Mario Odyssey в такие глубины политологии не погружается, но намерения у злодея на этот раз самые что ни на есть серьезные. Свадьбу с похищенной принцессой он решает обставить на широкую ногу и ради уникальных тортов и обручальных колец устраивает разгром во множестве королевств по всему миру. И все это с шайкой подрабатывающих свадебными агентами кроликов (и не тех, которые от Ubisoft, а кроликов-убийц с темной стороны Луны). У Марио же роль обычная: починять поломанные злодеем примуса. В каждом королевстве, куда приведет погоня за Боузером, ему придется выручить местных жителей: скажем, отремонтировать доисторический климат-контроль в пустыне или задать жару угрожающему побережью гигантскому осьминогу. А заодно собрать достаточно лун, чтобы отдать швартовы и тронуться дальше за горизонт.

К новым испытаниям на своем быстролетном шляпном корабле.
Шляпы – это вообще для нового «Марио» тема отдельная. На них летают, ими сражаются боссы, а одна из них – в виде кепки с глазами по именни Кеппи – и вовсе стала для героя практически основным средством взаимодействия с миром, потеснив даже его знаменитый прыжок. Это и метательное оружие, и возвращающийся словно бумеранг инструмент для сбора монеток, и дополнительная платформа, оттолкнувшись от которой можно запрыгнуть в недоступные иначе места. А главное – это способ взять врагов под контроль.
Ведь даже самый внушительный враг, стоит накинуть ему на голову глазастую кепку, становится беспомощным исполнителем нашей воли. Один бросок – и вот уже вместо привычного водопроводчика по дороге катит на полных парах танк или прыгает разбрасывающая по сторонам молотки черепашка. И лишь по завидным усам понятно, кто перед нами на самом деле. Такой поворот не только ломает шаблоны, но и оказывается отличным способом добавлять в игру все новые и новые механики. Прыжки по платформам уходят на второй план, и мы то перестреливаемся с врагами, то летаем по небу, то в виде шарообразного эскимоса участвуем в скачках. Или давим наивную мелкоту, напрасно вставшую на пути гигантского ящера.

Тоже в кепке и с усами.
У игр про Марио есть занятная черта: чем интереснее в них играть, тем сложнее описать их так, чтобы не получился пересказ или занудный перечень механик. И можно порассуждать о чистом геймплее или простых, но складывающихся в множество комбинаций, кирпичиков, из которых последователи Миямото собирают игры. Но суть проста – лучшие игры Nintendo возвращают людям детство. И в отличие от спрайтовых «Марио» на прохождение, трехмерные изначально были про радость исследования большого (по тем временам) и таящего множество сюрпризов мира.
Начиная где-то со времен массовой аудитории Wii и DS, фирма из Киото все чаще использовала куда более простую формулу, буквально начиняя свои игры цитатами из классики. Ностальгия продавалась не хуже секса, «новые» только по названию «братья» расходились как пирожки, а основное вроде как ответвление сериала все больше превращалась в эдакого живущего наоборот Бенджамина Баттона. От «открытого» дизайна 64 она пересадкой через великолепную, но уже довольно линейную Galaxy пришла к подражающей спрайтовым выпускам и уже не особо трехмерной 3D Land. И если на портативной консоли, где игрок даже физически смотрит на игры сверху вниз, этот маленький, но обаятельный платформер смотрелся уместно, то 3D World на стационаре уже вызвал у меня впечатления смешанные. Вроде хорошо все, а как-то не ко времени, неуместно, и удивления нет.

Хотелось другого «Марио», не эксплуатирующего ностальгию, а порождающего ее.
И вот в лице Odyssey серал, наконец-то, повесил в шкаф узкие штанишки ностальгии и вернулся к открытому (или точнее «полуоткрытому») дизайну, с которого и начинали в свое время трехмерные «Марио». И пусть последовательность миров почти линейна, зато каждый из них теперь не трасса с препятствиями, а предназначенная для исследования песочница, которую нужно не столько «пройти», сколько облазить вдоль и поперек, постоянно натыкаясь на десятки спрятанных на каждом уровне лун. И вот одну из них вы находите внутри необычного на вид холма, другую выуживаете вместе с толстой рыбиной из озерца неподалеку. А в следующую минуту уже мчитесь наперегонки с черепашкой-бегуном или через трубу, словно Линк в Between Worlds, просачиваетесь на стену, проваливаясь в двухмерный уже платформер, заодно и сами на ходу преображаясь в спрайт.
У игр, как у музыки, есть свой «ритм», и в Odyssey он почти идеален. Ее испытания сменяют друг друга, не оставляя места для скуки. Недавно я хвалил насыщенные, компактные песочницы второго Within. Но там подобных локаций было две, а в новом «Марио» они и есть вся игра. Это open world с человеческим лицом, с вручную сделанным, продуманным контентом. Без «довесков», призванных успокоить любителей получить за свои деньги побольше наполненных копи-пастой часов. К тому же, разработчики из Nintendo отказались от многих казавшихся незыблимыми правил. И хотя отсылок к прежним частям по-прежнему море, вместо привычных вариаций на заданную тему дизайнеры выдали на-гора кучу оригинальных, не построенных на темах из NSMB миров. Даже обязательное королевство Боузера – теперь не набивший оскомину вулкан. Получилась игра по количеству вложенной фантазии действительно похожая на Sonic Adventures, но удобная, просчитанная, без присущей трехмерным «Соникам» кривизны. Берущая лучшее из обоих миров. Губы Никанора Ивановича наконец-то приставили к носу Ивана Кузьмича.

Впрочем все новое, как известно, лишь хорошо забытое старое. И наиболее спорная локация – New Donk City – оказывается отсылкой к вообще самой первой игре про Марио. То есть, простите, Джампмена.
Графически Odyssey отлично использует возможности Switch, всеми правдами и неправдами выдавая 60 fps в обоих режимах. Недовольны будут пожалуй, только обладатели гигантских 4K-панелей, на которых слишком уж заметно иногда динамически уменьшающееся под нагрузкой разрешение. В портативном же варианте «Марио» для экономии идет на ряд ухищрений – эффективных и при этом на относительно небольшом экране практически не заметных.
Каждый мир можно исследовать сколько захочется, но в определенный момент Odyssey, словно щелкнувший пальцами гипнотизер, выводит игрока из транса, напоминая что нужное количество лун собрано, а шляпный корабль готов отправиться в путь. Но следовать совету не обязательно, и продолжительность путешествия во многом зависит от игрока. Собрать все луны сложно, но в отличие от семечек из Breath of the Wild на помощь приходят подсказки, вроде за небольшую мзду отмечающего нужные места на карте тоада. А любители халявы могут воспользоваться помощью говорящего попугая. Он называет имена еще не найденных лун, и некоторые из них вполне себе говорящие.
Неторопливое прохождение «сюжета» займет вполне солидные для платформера 15 часов. А затем и без того вроде бы немаленькая Odyssey раскрывается: Марио – вот это поворот! – возвращается в Грибное Королевство, встречается с Йоши, на уровнях появляются испытания повышенной сложности и новые луны, а игрока приглашают победить усложненные версии боссов и посетить секретные миры. Оказывается, для прохождения (чтобы открыть финал) мы собрали меньше четверти лун.

В общем, real odyssey starts here. А мне уже надо заканчивать рецензию. И напоследок про недостатки поговорить.
Явная промашка у нового «Марио» одна – это очень непоследовательно встроенный в игру моушен. С одной стороны основные действия дают выполнить по старинке, и кепку, например, удается метнуть или дернув контроллеров вперед, или просто нажав соответствующую кнопку. Но есть почему-то и приемы, применить которые можно лишь жестом. А, скажем, бросок кепкой по кругу делается с предварительной прокруткой стика, вот только в списке, где перечислены все техники, про такой способ почему-то умолчали, и описан лишь вариант с неудобным в портативном режиме моушеном. Не то, чтобы это сильно мешало – всю игру можно пройти и без жестов, а из сотен и сотен лун лишь десяток без дополнительных приемов не получить. Но зачем так сделали, не понятно все равно.
Меня же больше расстроил некоторый переизбыток лун, находка каждой из которых со временем удивляет все меньше. Думаю, Odyssey в постгейме не помешал бы еще один вид артефактов. Хотя главное, разумеется, не приз, а дорога к нему (собравшие все семечки в «Зельде» подтвердят).
В остальном недостатки игры сводятся к жанровым особенностям и традициям сериала. Скажем, Odyssey игра в целом легкая, где серьезный «вызов» появляется лишь в «продвинутых» испытаниях уже после сюжетного финала игры. Но это потому, что в ее названии нет Souls, и смерть здесь – не повод чему-то научиться, а досадная. но легко поправимая оплошность, за которую толком не наказывают. Потому что это тормозило бы ритм и мешало исследовать миры. Хорошо и что у нас не вычитают больше жизни, ведь они в последних «Марио» все равно никогда не заканчивались, а зеленые грибы давно уже из самой желанной находки превратились в подзатянувшийся фан-сервис. Что касается боссов, то пусть от вышеупомянутых кроликов и сильно отдает NSMB, серьезной проблемой это не становится. Потому что игра и воспринимает их как филлер, используя не вместо, а вместе с настоящими боссами. Дизайн, кстати, у некоторых из «настоящих»…

Дяденька дракон, а вы игрою не ошиблись случайно?
Но пора уже вернуться к нашему Марио из начала текста. И если вы боитесь спойлеров в игре от Nintendo, то лучше пропустите все до вердикта. Потому что SPOILER ALERT. Итак, Марио тянул к Пич одинокий, зажатый в пухлых ладошках, белоснежно белый цветок.
Ну, вы помните.
А принцессе отчаянно хотелось домой. После недели с Боузером она досыта наелась всей и всяческой романтикой. От звона церковных колоколов раскалывалась голова, девушку мутило от воздушных кораблей, ей обрыдли свадебные кролики с повадками киллеров. И тянуло назад, в Грибное королевство, расслабиться, принять подогретую огненным цветком ванну. И чтобы до следующего поколения консолей никто не беспокоил. Что она им – единственная принцесса? Почему больше не похищают Дейзи? Мэра Полину? Или ту цацу в костюме байкерши из космоса? Эх, подальше бы от всех этих желающих остепениться ящеров и гиперактивных сантехников. А то накинулись со всех сторон, словно на флаг в конце уровня. Ее бы мнения кто спросил! Ноги тем временем сами уже несли принцессу подальше от назойливых ухажеров, к шляпному кораблю.
А перед Марио, конечно, придется потом извиниться. Он парень славный, хотя и без речей почти. Надо только ему на доктора доучиваться. А то так ведь сантехником и помрет.
ВЕРДИКТ
Лучший ли это «Марио»? Думаю, для каждого игравшего в сериал, «лучший» – это любимый. Кто-то поиграл в SMW на эмуляторе и неожиданно для себя обнаружил, что это не какая-то древняя хрень, а с большой буквы Игра. А другому запомнился Galaxy с уютными звездами в бесконечном космосе. И Odyssey с ее более бытовым масштабом тоже может стать любимой. Или не зацепить совсем – ведь сердцу не прикажешь. Но даже по сравнению с прежними вершинами серии новая игра удивляет практически полным отсутствием минусов. С ней можно «не сойтись характерами», скажем, если хотелось более выраженного платформера с совместным режимом, эдакого 3D World II. Но недостатки ее незначительны или следуют из выбранного жанра. Что ставить такой игре? Как известно, если отбросить невозможное, то единственный оставшийся вариант – и будет ответом. У меня лишь одна оценка для Odyssey.